РАЗДЕЛ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

«Что, если вторая волна все-таки будет?»

Как подготовить отдел продаж к кризису
Время прочтения: 7 минут
Автор: Сергей А.
Руководитель отдела проектов AS Evolution
Большинство компаний не были готовы к первой волне коронавируса - не было понимания, насколько все серьезно, чем это грозит, чего стоит ожидать и что делать. Некоторые и вовсе впали в ступор, т.к. считали, что любое действие может привести к негативным последствиям – лучше ничего не делать и рискнуть меньшим, чем сделать и рискнуть всем. Такая логика имеет право на существование и хороша по-своему. Однако, кульминация уже позади, время передышки и для тех, кто «выжил», хороший шанс успеть подготовиться к негативному развитию событий – «второй волне».

Будет ли она и насколько глобальной – никто не может сказать наверняка. Где-то происходят локальные вспышки – например, в некоторых районах Каталонии – и там вводят ограничения. В любом случае, пережитый опыт – повод задуматься над тем, что делать, если вдруг снова кризис, как подготовить к нему свою компанию, в частности отдел продаж.

Ключевое, на что, по нашему мнению, стоит обратить внимание: кризис всегда относителен. Пока одни ждут худшего варианта развития событий и стараются остаться на плаву, другие меняют курс и захватывают новую долю рынка. Причем условия для всех одни и те же. Разница в подходе и психологии. Кто-то способен взглянуть на ситуацию со стороны и увидеть новые возможности, для кого-то это непосильная задача. Чтобы уравнять шансы, стоит действовать заранее.
Именно этим отличается «вторая волна» - она не будет настолько неожиданной. Значит, мы имеем возможность для качественной подготовки.
Первое и, возможно, самое главное – есть данные для анализа – это итоги первой волны. Если процессы в компании не были систематизированы и нет подробных отчетов, следует взять хотя бы то, что есть. Объективно оценить результаты всех действий и бездействия.
Также можно проанализировать конкурентов - изучить предпринятые ими способы «выживания».
Для тех, кто еще не успел систематизировать процесс, сейчас самое время. В дальнейшем при любых условиях систематизация даст возможность отслеживать любые изменения, оперативно тестировать новые гипотезы, отказываться от неэффективных действий/ инструментов/ источников трафика/ продуктов - т.е. не тратить деньги впустую, а направлять их на то, что дает наибольшую пользу.
Сергей А.
Руководитель проектов AS Evolution
Второе – то, что помогает тем смельчакам, у которых получается преумножать доходы в кризис – гибкость. Под гибкостью мы имеем в виду готовность оперативно начать делать что-то иначе – например, работать с новыми рынками сбыта, предложить другой продукт и т.д.
Чтобы гибкость применять правильно, помимо систематизации поможет знание целевого клиента. И это третье! - нужно проанализировать клиента: что происходит с ним в новых обстоятельствах, где он находится, как мыслит и действует.

Имея все эти данные, можно сформулировать новые гипотезы и начать тестировать их уже сейчас. Среди них окажутся те, которые не сработают, и те, что будет логичнее протестировать именно в условиях кризиса (в связи с психологией клиента - определенное поведение может появиться только при определенных условиях), и те, что начнут работать уже сейчас.

Встает вопрос, как в разное время нацеливать сотрудников отдела продаж на разные ключевые действия, каждый раз при этом получая высокую эффективность. Ответ включает несколько составляющих:
- во-первых –мотивация (финансовая и нефинансовая);
- во-вторых – тренинги;
- в-третьих – информационное подспорье;
- и наконец – постоянный анализ и корректировка.
Нефинансовая мотивация
В кризисных условиях сотрудники нуждаются в ней как никогда! У страха глаза велики: находясь в неизвестности, каждый сотрудник начинает рассматривать разные варианты развития событий и зачастую сосредотачиваться на наиболее негативных. Как следствие, он начинает нервничать, эффективность его работы падать, становится сложнее направлять его на ключевые действия. Чтобы этого избежать, стоит составить план, собрать всю команду и объяснить, как именно компания собирается действовать в условиях кризиса, в каком случае возможны увольнения и что этого крайнего все дружно будут стараться не допустить. Когда сотрудник знает, что у руководства есть план, а также что судьба сотрудника во многом зависит от его внимательности и концентрации на правильных действиях, он начинает работать намного продуктивнее.
01
Финансовая мотивация
В данном случае – схема мотивации.
Если в компании нет мотивации, которая подразумевает не только оклад и процент от продаж, но и учитывает нормы KPI, самое время об этом позаботиться! Чем раньше сотрудники начнут работать по новой мотивации, тем более готовыми они будут к изменениям в случае кризиса.
Если такая мотивация уже есть, вы просто сможете внести в нее корректировки – ввести нормы на новый продукт или определенный сегмент клиентов.
02
Тренинги
Конечно же, прежде чем менять KPI в мотивации, стоит ввести сотрудников в курс дела. Если вы решили продавать в кризис новый продукт – делайте тренинг по новому продукту; решили сосредоточиться на новом сегменте ЦА – делайте тренинг и рассказывайте об этом сегменте ЦА и т.д. Причем не только в формате «Теперь у нас будет так, так и так». Расскажите о подробностях, какие вопросы им могут задать, как на них лучше отвечать и т.д., а затем разыграйте различные ситуации – покажите сотрудникам, как действовать, и дайте им возможность попробовать самим. Таким образом, они будут информационно подкованы, более спокойны и, следовательно, более продуктивны.
Бывает и так, что новая гипотеза может потребовать от сотрудников навыков продаж, которые ранее ими не использовались. Один из крайних, но очевидных вариантов – раньше менеджеры работали только с входящими обращениями, а в новых условиях потребуется звонить в холодную. Конечно же, без соответствующего обучения они вряд ли справятся.
03
Размещение новой информации в ККП
Всю новую информацию необходимо разместить в ККП (Корпоративная Книга Продаж). Все детали нововведений не усвоятся сотрудниками во время тренинга на 100%. Скорее всего, на практике будут возникать вопросы, и процесс пойдет намного эффективнее, если ответы на них будут под рукой: в разговоре возник вопрос, менеджер (даже не прерывая звонка) открыл ККП и оперативно узнал всю необходимую информацию. На контрасте: без ККП сотруднику придется либо заставлять клиента «висеть на удержании», либо заканчивать разговор, чтобы узнать ответ у руководства. В таком варианте вероятность, что клиент откажется или купит у кого-то другого намного выше.
04
Анализ и корректировка
В своей компании мы называем данную услугу Сопровождением и считаем, что без нее и в нормальных условиях не стоит ожидать высоких результатов. Дело в том, что каждый человек индивидуален и, следовательно, трудности, возникающие у него работе, тоже. При наличии своевременных и уместных корректировок, сотрудник, во-первых, будет намного быстрее прогрессировать, во-вторых – намного спокойнее и продуктивнее работать.
В этом пункте снова стоит напомнить о систематизации, т.к. без наличия IP-телефонии с записью звонков, правильно настроенной CRM-системы и системы отчетности анализировать будет нечего.
05
И напоследок: новые условия диктуют новые правила работы - теперь она либо изначально должна быть выстроенна на удаленной основе, либо быть способной в любой момент на такую основу перейти. А в этом, как ни странно, все так же поможет систематизация. Подробнее об этом в наших публикациях: "Основные инструменты для эффективной работы отдела продаж", "Удаленный vc офисный отдел продаж".

Оставьте заявку
и мы перезвоним Вам в ближайшее время
Больше кейсов и информации:
Еще больше полезного контента
Мы будем регулярно и заботливо отправлять на Вашу почту
ЕСТЬ ВОПРОСЫ?
МЫ НА СВЯЗИ!
Вы даете согласие на обработку персональных данных. Мы против спама.