Любой, кто так или иначе задействован в продажах, сталкивался с такими понятиями, как лид, лидогенерация, воронка продаж, стоимость клиента, кросс-продажи, допродажи и т.д.
Часто задают вопрос «что такое лид?». Трактовок существует множество, но все они сводятся к одному:
Лид — это человек или организация, заинтересованные в том, что вы продаете. Интерес выражается в обмене контактной информацией - например, Email-адрес, номер телефона или профиль в социальной сети.
Каждый специалист воспринимает это понятие по-разному:
Маркетолог
...будет определять лид как любое входящие действие со стороны потенциального клиента: заполненная CRM-форма, оставленный номер телефона, онлайн-чат с оператором, входящий звонок на горячую линию. То есть, маркетологи будут считать за лид того, чьи действия можно отследить.
Продавец
...будет воспринимать все вышеизложенные действия как знак того, что человек проявил лишь некоторый интерес к продукту, и он (лид) может оказаться как лучшей квартальной сделкой, так и тем, кто решил просто поинтересоваться.
Для классификации посетителей в качестве лидов обычно используется стандартная схема:
«Горячие»
Люди, которые готовы купить сразу, без раздумий. Активно взаимодействуют с продавцом, задают уточняющие вопросы. Такие лиды имеют самую высокую стоимость привлечения. Чаще всего это контекстная реклама. Находятся на нижнем уровне воронки продаж.
«Теплые»
Потенциальный клиент заинтересован в товаре, но еще окончательно не определился. Ожидает выгодного предложения или накапливает средства. Стоимость привлечения «теплых» немного ниже «горячих», но они менее эффективны как лиды. Находятся в середине воронки продаж.
«Холодные»
Люди, которые вообще ничего о вас не знают или впервые услышали, и еще даже не сформировали потребность в продукте/услуге. Защастую еще дешевле в привлечении, но имеют самую низкую эффективность, никак не проявляют активность. Находятся на самом верхнем уровне воронки продаж.
Тут перед нами возникает вопрос: как понять, к какой группе принадлежит тот или иной клиент? Для этих задач, в современных системах аналитики, присутствуют роботы, то есть внедряют системы с искусственным интеллектом, которые позволяют идентифицировать посетителя по критериям, которые задает пользователь.
Есть еще одна классификация лидов – потребительские и целевые:
1. Потребительские – универсальная база лидов, подходящая под ряд критериев. Такая база может перепродаваться от одного агентства другому, либо находиться в свободном доступе. Ключевой момент – такие лиды подходят для разных бизнес – проектов. Рекламодатель может отсеять определенную часть базы, указав ограничения по возрасту или платёжеспособности. Но, в целом, узкоспециализированных параметров у потребительских лидов нет.
2. Целевые – такая база составляется на основе четко сформулированного брифа или запроса. Подбираются контакты людей, подходящих под тонко настроенную классификацию. В большинстве случаев, подбор ведется под конкретное уникальное торговое предложение или рекламную компанию.
Теперь разберемся, что означает лидогенерация?
Лидогенерация — это работа по привлечению, побуждению, убеждению людей оставить информацию о себе. Процесс это многогранный, требующий обширных знаний и понимания как особенностей конкретного бизнеса, так и человеческой психологии.
Лидогенерация осуществляется различными способами и методами, рассчитана на разный период деятельности и действия. Цель здесь – привлечь и получить информацию и контакты целевой аудитории, вовлечь ее в воронку продаж и в дальнейшем получить конверсию от проделанной работы.
Для поиска и привлечения клиентов, существует широкий выбор площадок, который позволяет собрать максимальное количество информации, а также отсеять аудиторию по различным критериям и характеристикам. Используются в данных целях различные инструменты. Какие именно - уже вопросы маркетинга.